Главное меню

Дополнительные ссылки

История аэродрома

Аэродром «Ватулино», развивающийся сегодня как центр гражданской авиации общего назначения и парашютного спорта, имеет богатую и славную боевую историю.

Построенный в 1939 году для противовоздушной обороны столицы с западного направления, аэродром в 1941 году оказался в центре событий.

В начале 1941 года на нем базировались: 12-й истребительный авиационный полк, оснащенный самолетами Як-1, под командованием командира полка — майора Лысенко И.П. и 562-й истребительный авиационный полк, под командованием командира полка — майора Негоды А.И. Ватулинские летчики 12-го и 562-го ИАП 6 авиакорпуса ПВО Москвы, выполняли задачу воздушного прикрытия района, перехватывали вражеские бомбардировщики на дальних подступах к столице и «Можайском рубеже».

В конце октября 1941 года г. Руза и аэродром «Ватулино» были оккупированы немецко-фашистскими войсками. На аэродроме расположились «лаптёжники», пикировщики «Юнкерс-87», вероятно, 2-й боевой эскадры поддержки сухопутных войск, более известной по своему позднему названию: 2-я штурмовая эскадра «Иммельман». В ходе зимнего контрнаступления наших войск г. Руза и д. Ватулино были освобождены, и в марте 1942 года на аэродроме разместился 62-й штурмовой авиационный полк 233-й штурмовой авиационной дивизии. Аэродром перешел во фронтовое подчинение и стал «оперативным аэродром». Одновременно с 62-м ШАП в «Ватулино» базировались 484-й истребительный авиационный полк, затем 431-й истребительный авиационный полк 5-ой ударной авиагруппы, а с мая 1942 года 122-й истребительный авиационный полк, позднее вошедший и в состав 233-й штурмовой авиационной дивизии. Основная боевая специализация 122-го полка — сопровождение штурмовиков.

С лета 1942 года на аэродроме базировались авиаполки 201-й истребительной авиационной дивизии, сначала 236-й, а с сентября — 32-й.

В 1943 году в «Ватулино» вернулись штурмовики. В марте базировался 62-ой штурмовой авиаполк 233-й штурмовой авиационной дивизии, а с мая аэродром стал базовым для 956-го ШАП 311 ШАД. Боевые вылеты на вражеские войска с аэродрома «Ватулино» производились до конца 1943 года.
С продвижением линии фронта на запад, аэродром утратил свое оперативное значение и стал «аэродромом подскока».

После войны этот аэродром стал резервным. До 1986 года аэродром использовался как площадка для авиахимработ авиации ПАНХ.

В деревне Ватулино живет ветеран ВОВ, «дочь полка» 953 ШАП Шкулева (Абалихина) Анастасия Ивановна, которая с 1943 года пятнадцатилетней девушкой начала свой боевой путь с 953-м ШАП до конца ВОВ. На сегодняшний день она является живым свидетелем истории аэродрома.

Полные наименования полков к концу войны, самолеты, которые эти полки имели на вооружении и ФИО командиров, в период дислокации на аэродроме «Ватулино»: 12-й истребительный авиационный полк (89-й гвардейский истребительный Оршанский ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк) — Як-1, майор Иван Петрович Лысенко;
562-й истребительный авиационный полк (До конца войны оставался в ПВО Москвы в составе 6-го ИАК и 318-й ИАД) — Як-1, майор Алексей Иванович Негода;
484-й истребительный Брестский Краснознаменный авиационный полк — Як-1, майор Альфонс Осипович Шименас — 21.07.42 Сбит в бою, пропал без вести;
62-й штурмовой Гродненский ордена Суворова авиационный полк — Ил-2, майор Владимир Федорович Калинин — 22.08.42 Погиб, сбит после выполнения боевого задания;
431-й истребительный Краснознаменный авиационный полк — ЛаГГ-3, майор Андрей Андреевич Кукушкин;
122-й истребительный Будапештский ордена Суворова авиационный полк — МиГ-3, с лета 1942 и Як-1, майор Георгий Михайлович Баяндин;
236-й истребительный авиационный полк (112-й гвардейский истребительный Каменец-Подольский авиационный полк) — Як-1, майор Павел Андреевич Антонец;
32-й истребительный Староконстантиновский ордена Александра Невского авиационный полк — Як-1, майор Иван Григорьевич Колбасовский;
201-я истребительная авиационная дивизия стала 10-й гвардейской истребительной Сталинградской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизией;
953-й штурмовой Витебский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк — Ил-2, майор Сергей Федорович Добрых
956-й штурмовой Виленский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк — Ил-2, майор Алексей Васильевич Мильто.


Памятник «Защитникам московского неба» у поселка Шаликово («Можайский рубеж», Минское шоссе)
Дополнительно почитать можно:

«Триста неизвестных», глава 15 «Крылатый щит Москвы» — Петр Михайлович Стефановский
«Серебряные крылья», Глава 6 «Ватулино» — Василий Андреевич Кузнецов
«Я дрался на Ил-2», Глава 12 «Иван Иванович Коновалов, летчик 953-го ШАП» — Артем Владимирович Драбкин
«Пилот «Штуки», глава 5 «Под Москвой» — Ганс-Ульрих Рудель (Hans-Ulrich Rudel)